Консультации для воспитателей дошкольного образования

Организация тематических прогулок

 «Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста»

В образовательном процессе учреждения дошкольного образования важным элементом в режиме дня являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие, как организация наблюдений детей за явлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа); разнообразные игры; трудовая деятельность; спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки.

Правильно спланированное начало прогулки – залог её целесообразности. Если в группе проводились мероприятия, которые требовали больших умственных усилий и усидчивости, то вначале прогулки лучше организовать самостоятельную игровую деятельность, подвижные игры, можно организовать игры соревновательного характера. Если в физкультурно-музыкальном зале организована двигательная деятельность, то надо начинать с наблюдения или целевой прогулки по участку или по территории детского сада.

Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Многие даже опытные педагоги используют в своей работе методическую литературу, комплекты карточек развивающих прогулок, содержание которых разбито по сезонам и посвящается определённой теме ознакомления дошкольников с природой.

Прогулки в традиционной форме проведения на данном этапе развития образования отходят на второй план (рекомендованы во второй половине дня). Уместнее использовать тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе. По форме проведения это могут быть: прогулки-походы, развлекательные или спортивные прогулки с персонажем, прогулки-события и прогулки - трудовые акции.

1. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год, при частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

2. Развлекательные или спортивные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности, на закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, интересу к здоровому образу жизни, спорту, наблюдениям за объектами природы, труду.

3. Прогулки-события посвящаются определенной теме или событию, произошедшему в детском саду. Прогулка-событие помогает педагогу еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

4. Прогулки - трудовые акции способствуют развитию трудовых навыков в природе через различные поручения в соответствии с сезонными и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Педагог подводит детей к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.

Вся организованная и запланированная работа строится с учётом реализации всех образовательных областей, которые интегрируются между собой в соответствии с темой недели и поставленными педагогом задачами по всестороннему развитию личности ребёнка, а именно:

1. Расширение кругозора дошкольников;

2. Использование полученных знаний в играх, в рисовании;

3. Развитие творческой фантазии и воображения;

4. Формирование логического мышления, т. е. умений делать самостоятельные выводы и умозаключения в ходе различных наблюдений;

5. Развитие памяти, внимания, речи воспитанников;

6. Развитие интереса к окружающему миру, к объектам живой и неживой природы;

7. Формирование коммуникативных навыков (поддерживать диалог, слушать и т. д.);

8. Формирование любви к природе родного края, бережного отношения к ней;

9. Развитие активности, коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели, выдержанности в действиях, смелости посредством подвижных игр;

10. Совершенствование основных видов движений.

Не стоит забывать, что само по себе пребывание детей на свежем воздухе положительно влияет на настроение, состояние здоровья, способствует повышению аппетита, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.

свернуть

Организация и проведение квест-игр с дошкольниками

Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить Квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

В Квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять Квесты по ходу их прохождения. Использование Квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест (англ. quest, или приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Квест (поиск предметов, поиск приключений) — задание, которое требуется выполнить персонажу для достижений игровой цели, после выполнения получает бонусы.

Важнейшими элементами игры в жанре Квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команда или команды, выполняя различные задания (интеллектуального, спортивного характера, перемещаются из одного места в другое, а на этапе завершения игры получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Задачи Квеста:

Образовательная - вовлечение каждого ребёнка в активный творческий познавательный процесс.

Развивающая – развитие интереса к предмету игры, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне.

Воспитательная – воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Принципы Квеста:

Доступность заданий – они не должны быть очень сложными для ребёнка.

Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

Эмоциональная окрашенность заданий - методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

Разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

Использование разных видов детской деятельности во время прохождения Квеста.

Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Условия игры:

Игры должны быть безопасными;

Вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

Недопустимо унижать достоинство ребёнка;

Споры и конфликты надо решать только мирным путём.

Типология Квестов

На сегодняшний деньпринято различать несколько видов Квест-игр. При планировании и подготовке Квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые — круговой аналог линейного Квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своемумаршруту к конечной цели.

По форме проведения это могут быть: соревнования, проекты, исследования, эксперименты, задания для Квестов, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности, помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми -ходилками)

Этапы прохождения Квеста:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, заинтересовывает, интригует.

Организационная часть включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

Итоговая рефлексия – механизмом стимулирования могут быть вопросы для детей: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового, интересного? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Все ли у вас получилось так, как хотелось? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Педагог ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;

Информационная- приобретение детьми нового знания;

Мотивационная- побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Игры-квесты можно проводить и для родителей, для родителей с детьми, для педагогов.

Алгоритм работы над программным содержанием Квест - игры:

Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами: Какие задачи наиболее важны для детей? Какие темы были бы действительно актуальными? Что дети моей группы не знают и не умеют делать? Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы? Какой результат хотелось бы видеть?

Сформулировать цели и задачи.

Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.

Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию: первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм; поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления; игрового маршрута не должны пересекаться; игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными; целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию). Задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.

Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта: продумать методику проведения игровых испытаний; подготовить презентацию для вводной части; продумать музыкальное оформление; подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке Квеста:

Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.

Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.

Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Заключение

Квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Таким образом, Квест-игры одно из интересных средств, направленных на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. 

свернуть

Игры при болезнях носа и горла

Игры при болезнях горла и носа. Консультация для воспитателей

Ветер есть дыхание природы. Козьма Прутков

Дыхание – самая важная функция. Важность функции определяется тем, как долго может организм без нее существовать. Без питания - месяц, а без дыхания - две минуты. А так же тем, какие компенсаторные и защитные механизмы включаются при нарушении этой функции. При нарушении дыхания появляется бронхиальная обструкция, удушье, астма, разрушаются легкие, повышается артериальное давление. А при недостаточной эффективности компенсаторных механизмов нарушается обмен веществ и иммунитет, возникают трудно излечимые заболевания от аллергии вплоть до диабета и онкологии.» К. П. Бутейко

Особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограничение движения негативно сказывается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограниченное движение, когда ребенок болеет или только выздоровел, влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. Такие важные факторы при заболеваниях носа и горла, как нормализация прикуса и формирование правильной осанки.

При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ. Особенно следует учитывать способы регулирования нагрузки;критериями усталости организма являются следующие признаки:

- выражение лица напряженное;

- ребенок сильно возбужден;

- ребенок без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры, чересчур отвлекается или вялый и т. д.

Если вы замечаете, что задание оказалось сложным для ребенка, то можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложные игры.

Это важно! Любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия.

Игры:

«Кто громче?»

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ.

Необходимые материалы: фанты - жетоны.

Описание игры: Ведущий показывает детям,как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «м-м-м» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря и так же на выдохе с произнесением «м-м-м» надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повторяется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнёс звук «м-м-м» правильно и громче всех, вручается франт. После окончания игры подсчитываются фанты и объявляется победитель.

«Ветер»

Цель игры: координация движений, усвоение понятий «налево»«направо»«вверх»«вниз», формирование ритмичного глубокого дыхания.

Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «ветер».Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу, лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу, (повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть,

Могу подуть направо, (голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой,

Могу подуть вверх – в облака (голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородкомкасаясь груди, спокойный глубокий выдох через рот)

А пока - я тучи разгоню. (круговые движения руками).

«Побулькаем»

Цель игры: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Необходимые материалы: Стакан или бутылочка, наполненная на треть водой, соломинка (коктейная трубочка, фанты (жетоны, фантики).

Описание игры: Перед каждым ребёнком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Ведущий, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку,чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. После того как каждый из детей попробовал, по команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем булькать. Тот, у кого получилось булькать дольше всех, получает фант.

«Экспресс»

Цель игры: улучшение функции дыхания, развития умения действовать в коллективе, реагировать на сигнал.

Описание игры: Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль вначале может выполнять ведущий. Он гудит, отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («ту-ту», они начинают двигаться вперёд сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.После слов ведущего«Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и по сигналу «Приехали!» останавливаются.

«Мышка и Мишка»

Цель игры: формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры.Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный, (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох)

У мыщки очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»)

Мышка ходит в гости к Мишке, он же к ней не попадет (надо ходить по залу)

Игры следует чередовать с более активными играми,приведенными ниже:

«Совушка-сова».

Цель. Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры. Дети садятся полукругом перед воспитателем. По сигналу воспитателя «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…у…ффф». Повторяют 2-4 раза.

«Ванька – встанька»

Цель игры: углубление дыхания, общефизиологическое воздействие, укрепление мышц ног, связочно – мышечного аппарата стоп.

Ход игры: Игроки рассчитываются на первый и второй, становятся в две шеренги лицом к друг другу, держась крепко за руки (можно выполнять в паре со взрослым). По первому сигналу ведущего «первые» приседают «под воду», делают глубокий выдох; по второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.

«Рыцарский турнир»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Необходимый материал: 2 гимнастические палки (можно похожие варианты, мел.

Ход игры: находящиеся в противоположных концах комнаты, берут палку обеими руками за один конец и садятся на нее верхом, как на коня. Затем они скачут друг к другу и, оказавшись посередине комнаты в начертанном круге, пытаются вытолкнуть противника из круга.

Победитель издает победный призыв – поднимает язык вверх и громко щелкает языком по небу. Затем назначают следующую пару.

«Кот и воробьи»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей, развитие координации движений, воспитание выдержки, терпения, настойчивости.

Необходимый материал: коврики.

Ход игры: Ведущий с помощью считалки определяет «кота», Остальные игроки - «Воробушки». Игроки сидят на корточках или стоят на ковриках. Это «воробушки» на «крыше». В стороне сидит «кот». Он спит.Ведущий говорит«Воробушки полетели!» «Воробушки» спрыгивают с «крыши» и, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается «кот». Он мяукает «мяу – мяу!» и бежит ловить «воробушков»; пойманных отводит к себе в «дом» (заранее отведенное место).

Техника безопасности во время проведения игр:

- в зонах безопасности при ходьбе и при беге не должно быть посторонних предметов.

- следует избегать проведения игр в жаркую погоду при прямых солнечных лучах.

- не нарушать санитарно-гигиенических норм: плохое освещение, вентиляция, запыленность и т. д.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека. - М., 2002

2. Белая Н. А. Лечебная физкультура и массаж. - М.: КноРус, 2007

3. Березовский Б. А. «Лечебная физкультура при заболеваниях дыхательных путей и легких». 2005

4. Галанов А. С. Игры, которые лечат. (для детей от3 до 5 лет) – М.: Педагогическое общество России, 2005.

свернуть

Закаливание детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период

Консультация «Закаливание детей дошкольного возраста в летний период в учреждении дошкольного образования»

1. Закаливание детей дошкольного возраста.

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры окружающей среды.

2. Полезные последствия закаливания детей дошкольного возраста.

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на различные изменения в окружающей среде, механизмы терморегуляции еще работают не в полную меру для того, чтобы хорошо справляться с перегреванием или переохлаждением.

Общие принципы закаливания.

Перед закаливанием детей дошкольного возраста следует уяснить ряд правил, без соблюдения которых данная процедура не только не принесет пользы, но и может даже навредить.

• Без регулярности в проведении любое закаливание неэффективно. Только систематические закаливающие процедуры без привязки к времени года дают положительный результат.

• Закаливание детей следует начинать только в здоровом состоянии. Даже для здорового организма закаливающие процедуры являются стрессом в первый раз, а состояние больного ребенка на их фоне может ухудшиться.

• Интенсивность, частоту и длительность всех закаливающих процедур следует повышать постепенно, наблюдая, как малыш перенес предыдущую нагрузку.

• Важна также последовательность в применении различных закаливающих факторов – начинают всегда с более простых (воздушные и солнечные ванны, постепенно переходя к сильнодействующим (обтирания, обливания холодной водой). Оптимальным решением будет вписать комплекс закаливающих мероприятий в ежедневный режим дня ребенка, а также сочетать их с другими занятиями, например, во время прогулки или выполнения физических упражнений.

• Любое закаливание детей дошкольного возраста надо проводить только при их хорошем настроении, ведь от этого зависит то, как они отнесутся к закаливанию, и прямым образом повлияет на его регулярность.

Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом – самый простой и доступный для детей способ. Закаливающее действие на организм оказывают такие его характеристики, как температура, процент влаги и движение частиц. Начинают закаливание детей дошкольного возраста с воздушных ванн, например, во время переодевания, утренней зарядки, затем подключают сон с открытой форточкой – сначала только дневной, а затем и ночной (в летнее время). Оптимально поддерживать в помещении температуру 18 – 200С. У детей дошкольного возраста закаливание воздухом более интенсивно осуществляется во время прогулок на свежем воздухе по 3 – 4 часа при любых погодных условиях. Одежда для прогулок должна быть достаточно теплой и в то же время легкой, чтобы не стеснять активных движений.

Закаливание детей дошкольного возраста солнечными лучами.

Солнце влияет на человеческий организм так же, как и на все живое. Оно стимулирует рост, ускоряет обменные процессы, укрепляет нервную систему, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Солнечные лучи – довольно интенсивный и опасный фактор закаливания. При избыточном пребывании под прямыми солнечными лучами могут возникнуть разные нежелательные реакции – от слабости и недомогания до солнечного удара. Начинают закаливание солнцем у детей дошкольного возраста в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны отдельных участков тела (рук, ног, постепенно увеличивая длительность солнечных ванн). Делать это надо утром или вечером, тщательно наблюдая за самочувствием малышей. Начинают с длительности солнечных ванн 4 минуты, постепенно доводя время на солнце до 30 минут. Головной убор и питье – обязательные условия закаливания солнцем.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Прогулка является мощным средством закаливания организма. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4, 5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

Во время одевания на прогулку, нужно следить, чтобы дети не надевали на себя много вещей. Дети очень любят играть в различные игры. Важная роль педагога заключается в правильной организации прогулки (подборе подвижных игр с чередованием малоподвижных игр, проведении гимнастических упражнений, направленных на развитие двигательной активности, организованная трудовая деятельность на территории участка, цветнике, огороде, наблюдения за природой и окружающим миром, беседы, организация сюжетно – ролевых игр, проведение индивидуальной работы с детьми с учетом возрастных особенностей).

После дневного сна проводить закаливающую гимнастику. Дети в трусиках выполняют ряд упражнений, затем убирают свои кроватки. Это способствует закаливанию организма.

Также для профилактики плоскостопия, закаливанию организма дети ходят босиком по гимнастическому коврику, (летом по камешкам, траве, выполняют ряд упражнений,например: «Подними карандаш», «Сложи платочек», «Прокати мяч», «Кто больше соберет орешков для белочки» и т. д…. При этом еще укрепляются своды и связки стоп. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. Вначале в носках (в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 мин. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1 мин. и постепенно доводится до 15-20 мин. Смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп, которое происходит главным образом под воздействием низких температур пола и земли.

Закаливание водой.

Вода является самым мощным фактором закаливания. Для детей дошкольного возраста в ре-жим дня обязательно вводят мытье рук – утром, перед и после еды, после туалета и прогулки. Кроме гигиенического значения мытье рук прохладной водой выполняет закаливающую роль. Спустя время можно расширить режим закаливания водой – попеременно мыть руки до локтей, шею и лицо теплой и холодной водой. Хорошим закаливающим эффектом обладает полоскание горла прохладной водой после еды. По отзывам, после серии таких полосканий снижается частота воспалительных заболеваний носоглотки.

Общее закаливание водой у детей рекомендуют начинать с обтирания тела влажной махровой рукавичкой. Сначала обтирают только руки, ноги и шею, постепенно увеличивая площадь обтирания, температуру воды и длительность процедуры. После обтирания нужно интенсивно растереть кожу сухим полотенцем. Только после такой подготовки можно переходить к обливаниям. Начинают обливания водой с температурой 39 градусов, через 3-4 дня ее снижают на 1-2 градуса. Летом можно обливаться на улице, в прохладное время года – в помещении. При таком виде закаливания детей дошкольного возраста, как обливание, также важна постепенность. Чтобы привыкнуть, начинают обливание с ног, постепенно поднимаясь выше.

Эффективным средством закаливания является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончания-ми. Процедура состоит в следующем. Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 литр воды 90 гр. соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остается сухим. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т. д. в течение 4-5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. При проведении закаливания на солевых дорожках важно предварительно разогреть стопу.

Особо дети любят выполнять пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, воздействует на весь организм в целом.

"Дорожка Здоровья"представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврики для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Заключение.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития — не только физического, но и интеллектуального.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

свернуть

Использование прогулок и экскурсий

В летний период с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется всевозможным целевым прогулкам и экскурсиям за пределы территории детского сада.

Экскурсия – это форма  воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.Это могут быть:

- Природоведение экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

Экскурсии эстетического характера

В процессе проведения целевых прогулок и экскурсий, решаются комплекс задач воспитательного,образовательного и развивающего характера:

• Воспитание любви к природе и бережному отношению к ней;

Расширение познавательной сферы деятельности детей: развитие кругозора детей, обогащение знаний путем знакомства с достопримечательностями нашего города;

• Способствование интеллектуальному, умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

Обеспечение оздоровления и физического развития ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствование пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.

Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные, целевые прогулки, мини походы.

В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок опираемся на конкретные принципы:

- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности,

- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края,

интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира,

- единство содержания и методов, динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста,

- тематичность материала.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста идет как единый процесс.

Уже 4-5 летним детям раскрывается смысл понятия «Родина». Необходимо показывать малышам фотографии, иллюстрации, картины о природе. При этом обращаем внимание на создание ярких образов русского лета, зимушки – зимы, золотой осени, зеленого весеннего наряда, русской березки, солнечного одуванчика и т. д.

Так, например, во время прогулки можно наблюдать за посадкой рассады цветов, полюбоваться цветами на клумбах.

Затем с детьми прочитать стихи о цветах. Обязательно воспроизвести полученные впечатления в продуктивной деятельности: например, рисование «Ромашки на клумбе»«Урожай у нас не плох» (лепка овощей) и т. д. И как завершение работы по данной теме, можно провести «Праздник урожая».

Чтобы прогулки были интересными, отправляйтесь с детьми в «сказочное путешествие». Зимой вас на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька, летом – земляничка. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.

Каждая прогулкаэкскурсия пополняет знания ребенка об окружающем мире. Так, например, прогулка «Что на участке растет? Кто на участке живет?» помогает познакомить детей с названиями трав, цветов, насекомых и т. д.

В ходе прогулки с детьми полезно использовать разнообразные дидактические игры,например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", в старших группах "Следопыты". Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

Можно организовать соревнование "Кто больше заметит вокруг интересного и необычного", взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей, и то, что они наблюдают.

После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок или группу детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.

Очень нравятся детям целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны,но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года. Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица и т. д.

Огромную радость приносят целевые прогулки с детьми по микрорайону. Гуляя по знакомым улицам, можно детей спросить, на какой улице стоит наш детский сад, (магазины, школа и т. д.)

Экскурсии дают живой отклик у дошколят, оказывается, что у Алисы, Ильи, Сони бабушки живут на этой улице, или в одном доме.

Ближе к 9 мая необходимо съездить до памятника солдатам, погибшим в годы Великой отечественной войной,. После экскурсии провести беседы о защитниках Отечества, обязательно рассматривая иллюстрации о Великой Отечественной войне.

Использование разных форм, методов работы с дошкольниками помогает малышам понять значение новых слов «памятник»«память».

Перед проведением экскурсий обязательно следует проводить предварительную беседу.Задавая вопросы«Что это?»«Где растет?»«Как называется?», пытаться определить круг детских знаний по определенной теме, как лучше построить экскурсию, целевую прогулку. Во время проведения данного мероприятия следует больше задавать детям вопросы репродуктивного, поискового, обучающего характера.

Дети становятся активными участниками в разговорах, проявляют активность, давая развернутые ответы. Постепенно нужно менять типы вопросов, увеличивая их количество.

Процесс познания происходит только, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это огород, цветник, липовая роща на территории детского сада. Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Следующая форма работы с детьми – это детский туризм, включающий физические упражнения с использованием природного и социального окружения.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками,прибегают крайне редко: считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ.

Внедрению туризма в работу включает в себя ряд компонентов:

• физкультурно-оздоровительный

• социально-коммуникативный

• эмоционально-психологический

• эстетический и познавательный

• умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику.

К средствам туризма относятся специальные двигательные задания по ориентировке на местности, туристические упражнения. Особую группу средств для физической и технической подготовки детей составляют упражнения по овладению техникой движений в пешеходных прогулках, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, а так же предметы личного и группового снаряжения.

Отсюда идет положительная динамика по понижению уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста, а так же оздоровительный эффект в укреплении соматического, физического и психологического здоровья старших дошкольников.

А родители могут быть активными участниками оздоровительной работы с детьми. Это поможет семьям воспитанников интересно и содержательно организовать свой досуг, повысит мотивацию ребенка и его родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и приобщение всех участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день. «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья», писал Г. А. Сперанский.

Дошкольный туризм, представляющий собой двигательную активность на открытом воздухе, позитивно влияет на физическое развитие растущего организма.

Для организации данной формы работы с воспитанниками должны соответствовать возможности дошкольного учреждения с учетом его территориального местонахождения, а также природно-климатических, географических, экологических, культурно-исторических особенностей местности. Для этого необходимо проводить большую работу по изучению исторических, культурных и природно-ландшафтных достопримечательностей города и его окрестностей.

Специалисты ДОУ должны проводить подготовительную работу с воспитанниками с учетом физиологических и психологических особенностей детского организма и возможностей применения средств дошкольного туризма.

Инструктор по физической культуре обеспечивает физическую подготовку воспитанников к туристским прогулкам-походам, организует тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей на основе состояния их здоровья и уровня физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, способах оказания первой медицинской помощи. Активное участие в подготовке и проведении прогулок-походов принимают родители воспитанников.

Непосредственно в проведении прогулок-походов участвуют не менее 2-3 взрослых. Это может быть любой из специалистов ДОУ, воспитатель группы и его помощник. Ответственные за проведение прогулки-похода назначаются приказом заведующего ДОУ с обязательным прохождением целевого инструктажа. Чаще всего именно инструктор по физической культуре отвечает за подбор разнообразной двигательной программы мероприятия и соответствующего инвентаря, поскольку на него возложено решение задач физического развития детей в рамках прогулки-похода.

Мероприятия организуются в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе. Перед проведением прогулки-похода дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности.

Структура прогулки-похода:

- сбор и движение до первого привала (15-35 мин) ;

- остановка, привал, природоведческая деятельность (10-20 мин) ;

- комплекс игр и упражнений (25-30 мин) ;

- самостоятельная деятельность детей (15-20 мин) ;

- сбор воспитанников и возвращение в детский сад (15-35 мин) .

Содержание прогулок-походов зависит от выбранной тематики и времени года. Если позволяет погода, воспитатель может организовать наблюдение за насекомыми, птицами, сбор природного материала (для чего заранее запасают емкости), чтение природоведческой литературы и беседу об услышанном, предложить детям изобразить действия главных персонажей.

Содержание прогулок-походов должно предусматривать хорошо знакомые воспитанникамподвижные и дидактические игры: физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений; упражнения на дыхание, игры на внимание.

Во время привала воспитатель может организовать самостоятельные игры. Спортивные игры-развлечения (эстафеты) помогут закрепить приобретенные умения и навыки дошкольников.

Таким образом, использование педагогами  природно-климатических факторов города Минска  в ходе проведения прогулок-походов с воспитанниками способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а также знакомить их с историческими и культурными памятниками родного края.

Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:

• предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующего УДО.

• заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами УДО;

• определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;

• чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;

• принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);

• организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со средней группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для старшей группы – 40–45 мин в один конец);

• осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям, сезону перед началом проведения целевой прогулки;

• запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

• обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать ее содержимое и уметь им пользоваться.

В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам родного города.

Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях нашего региона, В современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.

Используемая литература

1. П. К. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»

2.Журналы: «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №11 2009г., №5 2011г.

свернуть